Интервью об истории и жизни прихода Петропавловской церкви клирика храма апостолов Петра и Павла с иереем Игорем Грибовым (материал газеты Валдай 12.07.2013 №26 стр.11)

4sFO1fQDCW0— До закрытия в церкви Петра и Павла служил епископ Иосиф (наместник Иверского монастыря), который чудом выжил после гонений и репрессий. Примерно за год-два до начала войны в церкви был устроен красильный цех, а потом военный телеграф. В алтаре стояла радиостанция. В 1943 году после судьбоносной встречи Сталина с церковной делегацией, которую возглавил митрополит Сергий Страгородский (впоследствии ставший Патриархом Московским и всея Руси), была достигнута договорённость об открытии храмов. При этом Верховный главнокомандующий поставил условие: церковь будет поминать власть и воинство нашей страны. Это было решающее событие, потому что до него никто не знал, как относиться к власти, которая врагом №1 объявила церковь, расстреливала священников, закрывала храмы. Разорённую Петропавловскую церковь вновь открыли в 1943–1944 году. Люди начали приносить церковную утварь, иконы — кто что имел. Иконостас привезли из д. Ламерье Крестецкого района. По свидетельству прихожан, в то время было очень много богомольцев. Людям была необходима молитва: ведь шла война — кто на фронте, кто в госпиталях, кто без вести пропал и т.д. В военные годы это был единственный действующий храм в Валдае, сюда приезжали помолиться даже из соседних областей. Тогда настоятелем был протоиерей Сергий Строганов. Он похоронен рядом с церковью. Потом настоятелем стал выдающийся священник о. Иоанн Преображенский. По рассказам Л. П. Мальцевой, о. Иоанн Преображенский на санках перевозил книги из закрытого Иверского монастыря. Тяжёлый труд по восстановлению храма достался о. Николаю Листову, который тоже похоронен на местном кладбище. Иконы приносили в храм совсем незнакомые люди, и многие из них предпочитали оставаться неизвестными. Так, по рассказам старожилов, как-то под вечер Екатерине Ивановне Бородачёвой привезли на лошади главную икону храма — образ Иверской Богоматери. Е. И. Бородачёва долгое время была истопницей и главной хранительницей храма. С 50-х до 70-х годов Советская власть как могла ослабляла духовную жизнь, с того времени практически не сохранилось документов о работе храма. Священники менялись каждые 4–5 лет. В 80-е годы настоятелем храма стал о. Валентин, который служил здесь 18 лет. Сейчас Петропавловская церковь — это храм, в котором сложился свой приход, есть своё лицо, свои традиции. Так, мы пытаемся восстановить традицию чтения святоотеческих назидательных поучений по окончании воскресной службы. Вернуть богослужебное состояние удалось приделу церкви Всех Святых и теперь у нас есть второй престольный праздник в честь Всех святых. Жизнь храма постоянно меняется. Люди умирают, рождаются, приходят и годами пробуют себя в различных служениях, некоторые остаются. Есть бомжи, которые не сразу исправляются, но плачут на исповеди о своих грехах. Исповедь очень полезна самому священнику, потому что встречаются люди очень высокой духовной, даже праведной жизни. Иногда исповедующийся выше священника в духовном плане. И этот живой пример очень укрепляет в служении и в личной жизни. Вечером мы с прихожанами собираемся в бывшей воскресной школе — общаемся, обсуждаем волнующие темы, с точки зрения церкви отвечаем на сложные житейские вопросы, размышляем, иногда просто смотрим хороший фильм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *